Всё теперь против вас, Владимир Владимирович! Как Путину не повезло с Навальным {s1385}
All against you, Vladimir Vladimirovich! Putin had not luck with Navalny
автор:
Фёдор Крашенинников
Theodore Krasheninnikov »
2 февраля 2021. Суд над Алексеем Навальным
February 2, 2021. The trial of Alexis Navalny
текст:
Путину скоро 70, и он обречён ежедневно заниматься ценами на макароны и масло, бороться с вирусами и с интернетом, переругиваться с целыми миром. А главное – Путин обречён совершать всё новые и новые ошибки, каждый день кого-нибудь разочаровывая.

Трудная задача – писать колонки после речи Алексея Навального на его вчерашнем суде. И после самого этого представления, которое должно было изобразить суд для тех, кто ещё не разобрался в сути происходящего – и с Навальным, и с нашей страной. А главное – после бесстыжего, несправедливого, издевательского приговора, который был зачитан в условиях беспрецедентных мер безопасности, но в присутствии журналистов и дипломатов.

Но так уж устроены медиа, что нельзя снова и снова перепечатывать речь Навального в суде, приписывая от себя лишь постскриптум – согласен, мол, полностью, точнее и не скажешь.

Слишком крепкий орешек

С Навальным Путину и его окружению очень не повезло. Слишком он крепкий, упрямый, талантливый, харизматичный и в бытовом смысле положительный. И жена у него красивая, умная и во всём поддерживает. И дети ладные. Всё как будто нарочно, чтоб неказистый пожилой разведённый президент с его «этими женщинами» смотрелся максимально проигрышно.

За столько лет непрерывных поисков на Навального так и не накопали никакого компромата, ни бытового, ни экономического. Сшитые белыми нитками дела, которые должны были выставить его жуликом, выглядят так неловко, что годятся только для агитации тех, кто и так уже сагитирован. Если человек украл всю почту, весь лес и все пожертвования сторонников, то где-то же должен быть его дворец, его банковские счета, его золотые ершики? Но ничего этого мы так и не увидели, и с обысками полиция приходит в совсем не царские интерьеры.

Судя по всему, в Кремле действительно не понимали, с кем имеют дело и даже сейчас ещё не до конца поняли. Привыкнув судить обо всех по себе, погрязшие в коррупции, интригах, разводах и разводках хозяева России просто органически не способны поверить в то, что есть другие люди с другими целями и интересами, а Алексей Навальный может искренне нравиться гражданам России или как минимум вызывать человеческое сочувствие.

Но ладно бы, если Навального просто игнорировали на всех уровнях. Уже много лет целые полчища ботов и вполне живых людей денно и нощно борются с ним – точнее, имитируют эту борьбу. Это само по себе довольно странная идея – не пускать его в официальное информационное поле, но пытаться затравить в интернете, где он ещё с конца 2000-х создал себе и репутацию, и целую собственную экосистему. В итоге, в одном интернете миллионы людей смотрят и слушают Навального, а в другом – с утра до вечера клянут его и рассказывают тем, кто никогда и не интересовался Навальным о том, как он плох, и о своём в нём бесконечном разочаровании. Общее же ощущение такое, что государство с каждым днём всё больше вкладывается в борьбу с человеком, значение и влияние которого отрицается с трагикомичной серьёзностью.

Ошибка президента

Когда-то давно Навальный действительно был просто блогером, да и Путин ещё не был таким одиозным, как сегодня.

Будь у Путина чуть больше смелости, политического чутья или просто личной харизмы – он мог бы ещё тогда распознать будущего врага, заманить на свою территорию, задушить в объятьях или впутать во что-то нехорошее. Тогда всё могло получиться, ведь Навальный был молод и не искушён, у него не было миллионов последователей, связей, знаний, репутации.

Да что там Путин! В старые времена его мог бы, наверное, распять в прямом эфире всё тот же Соловьёв – когда он ещё казался вполне респектабельным ведущим политических шоу, которые смотрели не только фанаты президента. Так ведь и работает публичная политика – желающих в ней поучаствовать бесконечно атакуют публично и открыто, многие не выдерживают, сходят с дистанции. Но к тому времени, когда восходила звезда Навального, публичную политику в России как раз добивали. И вместо того, чтобы попытаться победить его на выборах или в дискуссии, его решили игнорировать.

Если ситуация с Навальным о чём-то и говорит нам, то только о том, что у Путина нет никакого политического таланта и не факт, что он у него вообще когда-либо был. Свою власть он получил за незаметность, за хорошее поведение, за верную службу, а не в борьбе, пройдя через огонь, воду и медные трубы публичной политики, а его харизма – не причина власти, а её следствие.

Это всегда надо помнить: Путин сначала получил власть, а потом стал популярным, а не наоборот – в отличие всё от того же Навального, который смог стать интересным миллионам, официально будучи «никем».

Именно исходя из своего специфического опыта Путин зачистил легальное политическое поле – в надежде, что если никому не разрешать конкурировать с собой, то конкурентов и не будет. Но из-за него же он не учёл, что настоящие политические лидеры не появляются и не исчезают по команде начальства. Уничтожив всех тех, кто был склонен к компромиссу, он открыл дорогу Навальному, который на компромиссы не шёл и теперь уже не пойдёт и подавно.

Колея

Борьба Путина и его окружения с Навальным – это цепь сплошных ошибок. Навального не допускали к выборам, когда он был ещё слаб и малоизвестен, а потом вдруг допустили на выборы мэра Москвы, явно недооценив его потенциал. И таких ситуаций в его биографии очень много.

Не вдаваясь в детали, можно констатировать: все, что власть предпринимает против Навального, в итоге или работает на него, или не работает никак. Причем на своих ошибках борцы с Навальным не учатся и это дает все основания полагать, что ошибок будет еще много и одна из них обязательно станет роковой. Может быть, как раз такая ошибка была совершена вчера, кто знает?

Вполне может быть, что они и уже и сами это понимают, видят, что все давно куда-то не туда идет, но остановиться не могут, а потому нервничают, истерят, но так и едут по колее.

Если попытаться вычленить из воплей пропагандистов хоть какой-то рациональный смысл, то он шокирует. Они пишут, что Навальный как Ельцин, только молодой – но мы ведь все помним, что Ельцин в итоге стал президентом России, а их любимый СССР сгинул, несмотря на КПСС, КГБ, армию и флот.

Они проводят мутные аналогии с революционерами, которые боролись с царизмом – но ведь в итоге они победили, а царизм рухнул, несмотря на все суды, приговоры и казни, разве нет? Конечно, в своей собственной логике они думают, что пугают воображаемую аудиторию страшными 90-ми или большевизмом, но важно именно то, что они сами предсказывают Навальному победу над собой – неизбежную, сокрушительную и полную. Сами предсказывают и сами этого боятся, круг замыкается, визг все громче.

Всё теперь против вас

Вот ведь как странно: вроде бы, всё плохо – и Навальный едет в колонию, и людей бьют, судят и садят, и общая атмосфера в стране тягостная, тысячам людей государство готовится сломать жизнь. Но чем громче вопят кремлевский политруки, тем очевиднее, что на самом деле все теперь против них и против Путина.

Они не смогли распознать и остановить Навального на дальних подступах и фактически сами сделали все, чтобы он стал звездой российской и международной политики. Это, конечно, можно отрицать, чем и занимаются круглые сутки специально обученные люди, но достаточно забить фамилию «Навальный» в любой поисковик, чтобы убедиться в обратном. Он не только известен в планетарном масштабе, но и интересен огромному числу людей, причем прежде всего в России. 20 лет зачистки политического и информационного пространства окончились вот этим вот.

Идиотский план с отравлением вывел Навального на такой уровень, на который своим ходом ему пришлось бы карабкаться еще много лет, и не факт, что он вообще бы смог быть настолько интересен мировым лидерам, если бы российские власти не попытались от него избавиться столь чудовищным образом.

К моменту своего выхода из комы Навальный окончательно стал главной проблемой Путина. Но и тут были варианты, которые позволяли выйти из ситуации без фатальных потерь. Например, пойти путем саудовского принца Мухаммада бин Салмана, который признал убийство журналиста Хашогги эксцессом исполнителей и вроде бы их даже наказал. Впрочем, сам Хашогги мертв, и не очень понятно, как бы развивалась ситуация, если бы его тоже пытались отравить боевыми отравляющими веществами, а он выжил. Тем не менее, западные лидеры очевидным образом были готовы пойти навстречу Путину, если бы он сделал хоть один шаг в эту сторону. Немножко лицемерного сочувствия, несколько ритуальных жестов и обещание тщательно все расследовать сбили бы страсти и сузили пространство для маневра Навальному.

Но Путин выбрал другой путь, что заставляет еще раз серьезно задуматься о том, что стало с его политическим чутьем и есть ли оно у него вообще.

После того, как самолет с Навальным вылетел из берлинского аэропорта, запустился процесс трансформации российского общества, хоть это еще и не всем очевидно. К чему и когда он приведет – я не знаю. Но просто политика в России закончилась, началась греческая трагедия с элементами житий христианских мучеников.

Выбор России

Может ли вызывать восторг у морально здорового человека запланированный триумф государственной судебно-полицейской машины над одним человеком? Очевидным образом нет. Уж точно не в России, где государство известно своей лютостью и несправедливостью к простым людям.

И чем громче радуются приговору придворные кремлёвские агитаторы, тем глупее выглядит вся сцена. Впрочем, после того как вся охранительная пропаганда свелась к целованию сапог омоновцев, топчущих беззащитных людей на улицах российских городов – чему еще удивляться? Только тому, что эту странную религию на полном серьезе предлагают принять всему обществу, включая тех, кого этими сапогами топчут.

Надо совершенно не знать Россию, не понимать ее народ, чтобы демонстрацией государственной непреклонности, судом и тюрьмой пытаться победить одного человека, который сознательно и на глазах всего мира идет против системы.

Неужели кто-то в Кремле думал, что Навальный не был ко всему этому готов, что он заплачет и попросит простить, понять и отпустить? Похоже, что как раз Путин не был готов к тому, что Навальный будет готов взойти на Голгофу.

В России всегда сочувствовали мученикам и никогда мучителям. Это так банально, что даже стыдно повторять. Но за всеми разговорами о традиционных ценностях и скрепах почему-то забыли, что никогда в их число не входили ни любовь к полиции, ни вера прокурорам, ни благоговение перед приговорами судов, ни повиновение чиновникам.

Выбирая между полицейским и тем, кого он бьет – кому будет сочувствовать тот самый глубинный народ, к которому так модно апеллировать? Выбирая между тюремщиком и заключенным, который никого не убил – кому будут сочувствовать люди? Неужели кто-то верит, что торжествующая по поводу заключения Алексея Навального Маргарита Симоньян может вызвать больше симпатий, чем Юлия Навальная? В России – точно нет.

Навальный будет сидеть в тюрьме и с каждым днем его нахождения там он будет становиться сильнее, а Путин – слабее. Лишая Навального возможности что-либо делать, его лишают и возможности в чем-то ошибиться, утратить доверие, разочаровать.

Все, что требуется сейчас от Навального – это нести свой крест, оставаться несгибаемым и иногда слать из заточения одобряющие весточки. И он справится, в этом можно не сомневаться. В конце концов, ему 45 лет, и даже после отравления он выглядит здоровее многих. А вот Путину скоро 70, и он обречен ежедневно заниматься ценами на макароны и масло, бороться с вирусами и с интернетом, переругиваться с целыми миром. А главное – Путин обречен совершать все новые и новые ошибки, каждый день кого-нибудь разочаровывая.

Приговор Навальному – политический, а значит, он будет сидеть не столько, сколько сказала судья, а столько, сколько позволит политическая ситуация. Он может просидеть в тюрьме много лет, а может выйти гораздо быстрее, чем многие думают. Срок его пребывания в тюрьме зависит от всех нас, от нашей способности сопереживать чужому горю и осознавать, что следующей жертвой государственного безумия может стать любой из нас.
тема:

2 февраля 2021. Суд над Алексеем Навальным
February 2, 2021. The trial of Alexis Navalny

Брехун
A cheat

Вор
Thief

Дворец
Palace

Деньги
Money

дипломат
diplomat

Ёрш
Brush

Журналист
Journalist

Интернет
Internet

Коронавирус
Coronavirus

Коррупционер
Corrupt officials

Кремль
Kremlin

Мир
World

Навальный А.А.
Alexis A. Navalny

Президент
President

Путин В.В.
Vladimir V. Putin

полицай
Polizei

Российская Федерация
Russian Federation

Соловьёв В.Р.
Vladimir R. Solovyov »

Средства массовой информации
Mass media
посвящённый предмет:
Всесвит
Vsesvit
Рейтинг@Mail.ru