Как Павленского понимать?{s1161} How must we understand Pavlensky?
автор:
Пётр Войс
Peter Vois
текст:
В связи с новой акцией Петра Павленского, в которой он обливает бензином дверь главного входа в здание ФСБ на Лубянке и поджигает ее, основным аргументом противников вновь становится тезис – это не искусство. В очередной раз возникает конфликт представлений, поскольку Павленский всегда позиционировал себя только художником и если он от этого по каким-то обстоятельствам не отказался, то конфликт никуда не ушел и продолжает иметь место.
Что касается моей позиции, то она продолжает повторять:. Павленский – это художник и акции, которые он проводит, имеют самое непосредственное отношение к искусству. С той лишь оговоркой, которую я допустил выше. То есть до тех пор, пока сам Петр не откажется себя считать художником. Тогда его действия с полным правом можно квалифицировать статьями Уголовного кодекса РФ, а лицо, их совершившее, можно смело назвать либо экстремистом, либо хулиганом. Но после решения суда, поскольку только суд может установить, что это такое и назначить или освободить от наказания. С учетом всех сопутствующих обстоятельств. Возможно, что лицо совершило свои действия, находясь в состоянии аффекта. Например, по причине гибели близкого человека в катастрофе Аэробуса 321 Когалымской авиакомпании, виновником которой оно считает ФСБ России, или по другой какой-то очень существенной причине.
Вторая сторона вопроса, который любят задавать обыватели, - а в чем здесь искусство, заключается в следующем. Искусство во все времена существовало в двух ипостасях - ремесла и авангарда. То, чем занимается Павленский ремеслом не является. По большому счету его акции нужно расценивать, как манифестные заявления художника о необходимости расширения границ наших знаний. Как некогда массы шокировал черный квадрат Малевича и продолжает шокировать до сих пор, так сегодня шокируют заявления Павленского. Неважно, по какому поводу и с чем связанные. С поддержкой группы Pussy Riot, с протестом против использования правоохранительных органов и психиатрии в репрессивных целях или с призывом к Майдану – везде художник последовательно демонстрирует нам безграничные возможности искусства.. Эти возможности приобретают реальную форму не всегда, а только когда используются талантливым художником, каковым Павленский безусловно является. Также как такими талантами были участники арт-групп «Война» и Pussy Riot. Сегодня они являются первопроходцами, они открывают новые приемы и развивают практики современного авангардного искусства.
К большому сожалению, их творчество в последнее время вызывает все более негативную оценку в нашем обществе. Но это говорит не о слабости художественных позиций, а о недоразвитости общества, которой оно во все периоды истории отличалось в диалоге с художниками. Особенность сегодняшнего времени заключается в том, что диалог, который всегда предполагает противостояние пришел в состояние враждебного конфликта, когда власть, используя свои ресурсы, начинает просто давить художественную мысль. В этой ситуации безобидные реплики типа «двушечки» приобретают реальные сроки лишения свободы.
Произойдет это в случае с Павленским или нет, время покажет, но так, как развернет его власть. Пока вектор направлен в другую – обратную от цивилизованных процессов сторону. Вполне вероятно, что художник, который последние пять лет олицетворяет современное искусство России, будет жестко наказан. Ведь еще не закрыто уголовное дело по факту поджога автомобильных покрышек у Храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге.
Нужно заметить, что к такому развитию ситуации Петр подготовился. Не случайно первым объяснением его акции было то, что он таким образом "кидает перчатку", иными словами, идет на сознательный конфликт. Тем самым делает вызов власти. И обществу, надо полагать. Вот здесь, действительно, только время рассудит. И покажет кто кого?
В этом месте можно сделать стопроцентный прогноз кто? История не знает случаев, чтобы какой-то властный режим, даже всемогущий, побеждал маленького беззащитного художника. Временно подавлял - да, но никогда подчинить полностью не мог.